19.05.2016

"САМ СЕБЕ КРИТИК" С ИРИНОЙ МУЗАЛЕВСКОЙ!

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня наш дизайнер Ирина Музалевская приготовила для вас нечто особенно интересное и познавательное! Как трезво оценить свою работу, вовремя найти все ошибки и обойтись без помощи взгляда со стороны?) Об этом вы узнаете из её статьи "Сам себе критик"! 


Приятного чтения)


Всем привет!
Иногда вдохновение как нападёт, мысли в голове вихрем закружатся, кажется, что сейчас вот-вот сотворится шедевр, как минимум. Но потом ррраз, в самый разгар процесса создания шедевра, подкрадывается такое смутное ощущение “что-то не так”, а что не так и где…?  
Хороший вопрос! Не всегда в такой момент есть кому показать работу для совета, поэтому будем сами себе критиками! Сами будем устраивать разбор полётов. Всегда же приятно поговорить с умным человеком про своё творчество) Поговорим, под каким углом можно рассмотреть работу, чтобы во-первых, понять что не так и где, а во-вторых,- немного потренировать композиционное чутье. А оно в нашем деле ещё никому не мешало)))


Залог грамотной композиции (поправляя на носу очки, начала я любимую тему) - наличие чёткого композиционного центра и распределение “ролей” по важности всех элементов.    
 
Композиционный центр - это элемент, который мы замечаем в первую очередь при просмотре изображения. Обычно в страничках это фотография или часть фотографии (например, если человек смотрит в объектив, то он привлекает больше внимания, чем человек с отведенным взглядом, поэтому из группы людей на фото, именно смотрящий в объектив, будет композиционным центром). Но вообще это может быть любой объект, даже пуговица в углу, главное, чтобы это вписывалось в концепцию работы. Так вот, часто, когда посещает ощущение “что-то пошло не так” - это композиционный центр, который мы так или иначе планировали, “уплывает” со своего первого места или он туда и не приплывал. 

Например, здесь композиционный центр не просто фото, а красный цветок на фото. Он самый яркий, вокруг него много пустого пространства, он находится почти в визуальном центре страницы. В общем, у него есть всё, чтобы стать доминантой в работе. 

Вот основные приёмы, которыми я пользуюсь, чтобы оценить композицию своей работы:

  1. Удобно отслеживать как влияют элементы на главенство композиционного центра, фотографируя разные варианты их размещения. То меняя местами, то удаляя, то добавляя, то приближая к центру, а может удаляя от него... А перед окончательной сборкой работы, можно эти варианты просмотреть и выбрать лучший. Тот от которого хорошо на душе)
  2. Смотреть на работу издалека - думаю, этот способ поиска композиционных промахов, самый известный. Издалека не видно мелочей, к которым мы так привязываемся в процессе, но зато хорошо видна доминанта и общие цветовые и композиционные моменты.
  3. К предыдущему способу в компанию можно добавить просмотр работы в зеркале или вверх ногами. Нюанс в том, что так мы немножко обманываем мозг: он уже не видит привычные смыслы и символы, а видит только цветовые пятна, их движение и расположение, то есть композицию. После таких просмотров часто оказывается, что какой-нибудь незамеченный нами при обычном ракурсе кусок темного шкафа на фотографии, так и норовит вылезти на первый план, вместо лица нашего милого малыша)
Здесь как раз видно про разницу восприятия людей смотрящих в камеру и не смотрящих. 
И пока не было темных пятен и деталей вокруг, шкаф в углу фото, так и норовил "вылезти" вперёд.

4. Вот ещё одно упражнение, которое помогает взглянуть под другим углом на свою работу, да и на другие работы тоже. Правда, оно требует некоторой тренировки, которую смело можно проводить на чужих работах))
Любое изображение - это взаимодействие разных “систем”. Формы элементов, их расположение, цветовое решение, стилистика элементов, смысловая нагрузка и так далее. Воспринимаем мы обычно это всё комплексно. Но если попробовать настроиться на каждый “уровень” отдельно, то можно увидеть массу любопытных вещей! 
Допустим, на уровне “стилистического соответствия” смотрим все ли элементы у нас подходят выбранному стилю, не затесались ли, допустим, примитивные (в смысле изображения) мультяшные цветочки среди винтажных роз или слишком топорный шрифт в сложносочинённую тонкую работу? Переходим на уровень “формы элементов”. Например, хочется передать мягкость и нежность, но анализируя формы мы замечаем, что слишком много углов получилось, а какая мягкость с такими углами?! Надо сгладить и впечатление от работы в целом изменится! А если про цветовое решение посмотреть? Может есть какие-то пятна, которые слишком большие и потому тяжёлые и хорошо бы их “разбить” на более мелкие части? Или наоборот, объединить несколько разрозненных пятнышек, чтобы не было отвлекающего “пересчёта”, а появилось одно красивое цветовое пятно.

Моя работа 2010 года. Если бы я тогда проанализировала цвета, то увидела бы, что голубой цвет стал однозначным композиционным центром, потому что я его нигде (почему?!!) не поддержала.

Эту страницу делала полтора года назад. Если рассматривать формы элементов и пятен, то можно заметить, что заголовок - единственный квадрат. А по законам выделения композиционного центра, отличие от других деталей способствует его, заголовка, доминированию. И выходит спор: с одной стороны лица на фото, которые смотрят в объектив, а значит претендуют на роль КЦ, а с другой этот квадратный квадрат) Непонятно, с чего начинать просмотр страницы. 

Чем чаще пробовать анализировать свою работу, даже не зная каких-то особых теоретических премудростей, тем активнее развивается композиционное мышление. А значит, тем грамотнее и интереснее будут работы! Но после критического взгляда не забывайте похвалить себя! Всегда найдется за что, ведь не так ли?)

А ещё мне очень нравится эта цитата Матисса и мне кажется, что в компанию к тексту она очень хороша: 
-----------------

"При правильной постановке дела выясняется, что процесс написания картины не менее логичен, чем процесс постройки здания. Вопросы таланта не должны играть здесь роли. Человек имеет его или нет. И если талант есть, то это так или иначе в произведении проявится".
-----------------

Надеюсь, в этой статье вы нашли что-то полезное и интересное для своего творчества!)

Благодарю за внимание!

15 комментариев:

  1. Класс. Дельные советы, понравилось про зеркало и последняя фраза!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо! Очень-очень полезные советы!!! Зеркалом и вверх тормашками часто пользуюсь😊. бывает, потом приходится полностью😆 менять композицию, хотя изначально казалось,что вот все-шедевр шедевральный. Про поддержку/уравновешивание цветов и разбивку/объдинение цветовых пятен очень полезно! Часто ощущение, что что-то не так уходит, когда вспоминаю про это правило. Спасибо отдельное за Матисса!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что получилось полезно!) Спасибо за отзыв!

      Удалить
  3. Ответы
    1. Действительно, всё не очень сложно))

      Удалить
  4. Большое спасибо!!!! Очень интересно и полезно!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Приятно, когда твоя информация оказывается полезной))

      Удалить
  5. Спасибо большое!Очень полезно! Разбивать на формы/цвета/стили очень мне помогает (ну мне так кажется :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Помогает-помогает) Я рада, что полезным текст оказался!

      Удалить
  6. Спасибо, очень полезная статья! Я пока ориентируюсь на фото и на перевернутую вверх тормашками работу, но буду развивать композиционное мышление дальше. Теперь, кажется, поняла, что не так с моей последней страничкой - два КЦ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, я этому рада! И то, что текст натолкнул на мысль проверить композиционный центр - особенно!))

      Удалить
  7. Ира, всегда люблю тебя читать, и всегда что новое для себя нахожу. Спасибо ;-).

    ОтветитьУдалить
  8. Замечательная статья!!! В избранное!)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...